Русское народное небословие (космонимика) или звездословие (астронимия) — это придуманные русским народом на протяжении его былевого (исторического) пути названия звёзд, созвездий и других явлений звёзднаго неба. Собственно русскими, судя по имеющимся звездоведческим данным, были лишь названия Большой Медведицы, Плеяд, Ориона (точнее, трёх звезд его Пояса), Молочного пути, "Полярной" звезды и Венеры.
Русские выделяли на звёздном небе «свои», не совпадаючие с иносторонними явления.
"Обозрѣвая полный былевой (историческiй) кругъ русскаго народнаго звѣзднаго мiросозерцанiя, мы примѣчаемъ въ немъ два отличительныхъ направленiя: книжное, заимствованное, и собственно-народное, непосередственно-природное. Въ книжномъ мiросозерцанiи переобладаетъ смѣсь «еврейски-кабалистическихъ, аристотельскихъ и западныхъ схоластико и физико-теологическихъ» воззрѣнiй на звѣздное небо. Въ собственно-народномъ воззрѣнiи переобладаютъ непосередственно-наглядныя и сказочныя передставленiя о небѣ и небесныхъ явленiяхъ" (А. П. Щапов. Небо. Народныя воззрѣнiя на мiръ и его явленiя. Историческiе очерки народнаго мiросозерцанiя и суевѣрiя (ПРАВОСЛАВНАГО И СТАРООБРЯДЧЕСКАГО).
Русское народное звездословие достаточно многочисленно; число звездослов (астронимов), отмеченных различными источниками, достигает 30 одиниц, и есть основания считать, что полевой сбор данных даст новые сведения. Наиболее употеребительны: для Большой Медведицы — Воз на юго-западе Руси; Лось — на севере и востоке; для Плеяд соответственно Волосожары (Восожары, Висожары, Весожары и под.) и Утиное гнездо; для Пояса Ориона — Грабли и Кичиги (кичига «цеп»).
Для Полярной звезды частотны в разных оболостях названия Кол-звезда и Северная звезда, для Венеры — Утренняя (Вечерняя) звезда, для Молочного пути — Птичий путь, Гусиная дорога и пр.
Русский народный небеснословный-звездословный уклад созидался переже всего русским оратайством, о чём свидетельствует наличие земледельческих образов в каждой купе названий. Русские народные звездослова хорошо «привязаны» к земле, проникнуты заботами селянина-земледельца, ср.: Грудки (грудка «малая укладка снопов или сена»), Курица с цыплятами, Лапоть, Решето, Сито, Солоничка, Стожары, Улей — Плеяды; Горбатый мерин, Кичига, Ковшъ, Коромысло, Поварёнка, Телега, Чипега (ср. чапига «деревянный остов плуга») - Большая Медведица; Аршинчик, Грабли, Коромысло, Оржаные промежки (промежек «часть стога межю двумя промежами») - Пояс Ориона; Коромысла, Матица, Мышины Тропки, Пояс, Улица — Молочный путь и т.п.
Нашли в звездословии своё отражение и чудоверческие (религиозные) передставления народа; Моисеева дорога, Святая дорога (Молочный путь), Моисеевы пальчики, Петровы ключи (Плеяды), Моисеева Палица, Моисеев Палец (Пояс Ориона).
В память о грозных днях монгольского нашествия остались такие названия Молочного пути, как Батыева Дорога, Мамаева Дорога, Татарское Становище.
Можно говорить о деревности разсматриваемых данных: в звездословах никак не отражены передставления, связанные с новым бытом. Зато в ряде названий нашли отражение чудоверческие (религиозные) образы: Святая дорога, Моисеевы пальчики, Петровы ключи, Петров крест, Колесница царя Давида и т.п. - чудоверие (религия) с давних пор связывала с небом передставления о богах. По образцу таких названий создаются новые звездослова, лишённые чуловерческого оттенка, приобретаючие «памятное» значение — Мамаева дорога, Батыева дорога, Крест Ивана Великого.
Сопоставление русскаго звездословия со звездословием других славянских народов помогает в ряде случаев определить начальное соотношение звездослова и явления звёздного неба (Косари, Волчья звезда), позволяет объяснить звездослова с забытым происхожением (Волосожары и т. п.). Показательно, что славянские подобия разпростороняются в основном лишь на юго-западную звездословческую оболость, почти не затрагивая север, северо-восток Руси. Северо-восточная звездословческая оболость складывалась под влиянием других условий.
Многие русские звездослова находят соответствие в звездословии других народов Европы: к обчеевропейским принадлежат образы повозки, воза для Большой Медведицы, курицы с цыплятами — для Плеяд; обчеславянскими можно назвать образы косы (косарей) для Пояса Ориона. Северноруские звездослова Лось, Утиное гнездо перекликаются с финно-угорскими названиями, Конь с Телегой, Горбатый Мерин — с тюркскими образами небесного пастбища.
Вполне вероятно, что русский звездословческий уклад передставлял собой неоднородное явление: существовало «ядро» уклада — названия Большой Медведицы, Плеяд, Пояса Ориона, т.е. наиболее нужных для жизни предметов — и окраина — все остальные названия. Ядерные звездослова оболодают большой устойчивостью, имеют значительные оболости разпросторонения. В наибольшей степени сиё относится к следуюшшим названиям: Висожары (с учётом всех звуковых разновидов) — Плеяды, Лось — Большая Медведиця, Кичиги — Большая Медведиця, Пояс Ориона, Утиное гнездо — Плеяды, Арба, Воз, Колесница, Телега и т. п. - Большая Медведица. Можно говорить о закреплённости звездослова Лось — Большая Медведица, Утиное гнездо — Плеяды, Кичиги — Пояс Ориона за северо-восточной частью оземья Руси, а звездословов рода Воз — Большая Медведица, Висожары — Плеяды — за юго-западной. При сём в юго-западной оболости отсутствует какое-либо широко разпросторонённоё название для Пояса Ориона (хотя может быть, сие Грабли, кое Д.О. Святский даёт с пометкой «юг Руси»).
"Изъ безчисленныхъ рядовъ звѣзднаго неба, народное мiросозерцанiе подмѣтило весьма немного звѣздныхъ купъ. И тѣ оно подмѣтило крайне поверхностно и передставляетъ баснословно, нисколько не ображая ихъ истинной занебесной (космической) природы. Именно, изъ всѣхъ неподвижныхъ звѣздъ, коихъ въ середней Европѣ видно до 3.250, изъ всѣхъ созвѣздiй, передъ взорами нашего простого народа, какъ и передъ взглядомъ другихъ народовъ, особенно ярко выступаютъ три: Большая Медвѣдица (Ursa Major), Орiонъ и Плеяды" (А. П. Щапов. Небо. Народныя воззрѣнiя на мiръ и его явленiя. Историческiе очерки народнаго мiросозерцанiя и суевѣрiя (ПРАВОСЛАВНАГО И СТАРООБРЯДЧЕСКАГО).
В настоящее веремя границы меж «ядерным» и «окраинным» звездословием оказываются размытыми из-за размывания звездословного уклада в целом: народ забывает названия явлений звёздного неба. Одним из свидетельств такого размывания можно считать наличие большого количества повторяющихся названий для различных частей звёздного неба.
Таким образом, русский звездословческий строй имеет ограниченный набор входячих в него названий, наличием трёх «ядерных» частей (Пояс Ориона, Плеяды, Большая Медведица), разпросторонённость названий коих позволяет выделить две звездословческих оболости на оземье Руси: северо-восточную и юго-западную. Пути сложения сих оболостей и строя в целом поможет выявить сопоставление русского народного звездословия со звездословием других народов.
Русское народное звездословие - это один из многочисленных памятников духовного уклада русскаго народа. Выникая в деревности, в настоячее веремя русское народное звездословие находится на ступени вымирания: звездослова знакомы очень немногим носителям русских народных говоров, утрачиваются чёткие связи названий и называемых явлений, выникают похожие названия, приложимые одновеременно к двум-трём созвездиям. Русское народное звездословие нужается в немедленном широком сборе тех звёздных имён, кои ишшо сохоронились в народной памяти.
Бондалетов В.Д. Руская ономастика. М., 1983; Карпенко Ю.А. Названия звёздного неба. М., 1981; Рут М.Э. Руская народная астронимия. Свердловск, 1987; Святский Д.О. Под куполом хрустального неба. СПб., 1913.
Русское народное звездословие
Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов
Подписаться