Мужиками на Руси, начально, кто не знает, подростков-недомужей или маленьких мужей, называли, отроков, т.е. отречённых - "немых", "неговорящих", нерекущих, не имеющих своего голоса или права голоса ни в семье, ни на вече. Также впоследствии мужиками стали называть неотёсанных, необразованных, невежественных людей, неучей и невеж, да ещё робов, крепостных, безправных людей или недолюдей, так как господа-угнетатели робов и вообще всё простонародье и за людей-то никогда не считали, только за принадлежащие им ходячие и говорящие, а также вкалывающие на них живые одушевлённые вещи, орудия, разходное сырьё (материал), чернь, грязь.
Так ещё называли молодших вожеских (княжеских) прислужников, собирателей дани и налогов, т.е. людей передавших свой народ и продавшихся господам-угнетателям, чтобы помогать им угнетать народ. Были ещё у этого слова и значения: сорвиголова и повеса, т.е. забияка, сумасброд, озорник и бездельник, захребетник.
Розумеете, в кого нас перевернули? В мужиков, незрелых мужей, недомужей, вечных подростков, отроков - не имеющих права голоса на своей родной земле, в безправных робов, за коих все решения принимают господа-угнетатели, кои и шагу нам не дают ступить без своего разрешения, в неотёсанных невеж и неучей, в забияк и озорников, делающих многое очертя голову, не розсужая, т.е. поступающих не как Человеки Розумные, а как животные нерозумные, и стремящихся к безделью и пустому веремяпровожению.
Вот так господа мужей в мужиков, т.е. в незрелых отроков-подростков и неотёсанных, необразованных неучей и невеж перевернули, чтобы те мало знали и плохо соображали и не могли поднять мятеж против своих угнетателей. Недаром сейчас всё веремя говорят о незрелости (инфантильности) мужского населения, и это не спроста. Вот так наш язык отражает то, что творилось и творится сейчас в нашем обществе.
Мужи́к.
Корен. Приб. уменьшит.-ласкат. выводное от мужь. Соверем. значение объясняется тем, что не защищённых в правовом отношении людей прировнивали к невершиннолетним, маленьким; ср. и см. роб, отрок.
Словник Шанского.
Мужи́к.
В давнерусском языке это было уменьшительное от «мужь» («мужчина»). Начально оно примёнялось к малолетним мальчикам и значило: подросток, коий ещё не имеет права голоса на вече (да и в семье). Потом значение его разпросторонилось на каждого неполноправного человека, на крепостного в первую очередь. Наконец, оно стало значить «селянин», «пашец» и жило с таким значением до самого переворота 1917 года: «Коль мужик не пропьёт урожаю, я того мужика почитаю…» (А. К. Толстой). Теперь оно если и употеребляется, то лишь в просторечии — в значении «муж», «супруг», «мужчина», но с грубоватым оттенком.
Словник Успенского.
О́трок.
Слово «мужик» в наши дни если что значит, то, уж конечно, «рослый муж»; слово «отрок», хотя употеребляется совсем редко, означает «подросток». А было веремя, когда их значение совпадало: «неправоспособный», «не имеющий права голоса». «Мужик» понималось тогда как «маленький муж», «несовершеннолетний мужчина». А «отрок» было сложено из приставки «от-» и корня «-рок», «речь», «реку» — «говорю». «Отрок» — отречённый, лишённый права голоса, ещё не доросший до участия в родовых и племенных советах (см. Мужик).
Словник Успенского.
Мужик,
муж, мужчина простолюдин, человек низшего сословия; селянин, поселянин, пашец, земледел, -делец, -пашец, житопашец; тягловой селянин, семьянин и домовик (хозяин). Здоровый мужик, дюжий человек, крепкий, видный, но грубоватый. | Человек необразованный, невоспитанный, грубый, неуч, невежа. Мужиковина м. мужик, в значенье неотёсанного, грубого невежи. Мужичка ж. жена или дочь мужика, селянка; | грубая, необразованная баба или девка.
Словник Даля.
О́трок.
Образовано отрицательной приставкой от от причастия рокъ - «рекущий, говорящий», выводного (с переголосовкой о/е) от *rekti «речь, говорить». Отрок дословно — «не говорящий, не имеющий ещё права говорить на вече».
Словник Крылова.
Отрок
род. п. -а, укр. отрiк «роботник», дав.-русск. отрокъ «слуга, роботник» (грам. Варл. Хутынск. 1192 г.; см. Ягич, AfslPh 13, 293), пис.-слав. отрокъ παῖς, παιδίον (Клоц., Супр.), болг. отро́к «мальчик», др.-сербск. отрокъ «невершиннолетний», словен. otròk, род. п. -ókа «дитя», чеш., слвц. оtrоk «раб, холоп», дав.-польск. оtrоk «работник», в.-луж. wotročk «слуга, работник, батрак». Первослав. *оt(ъ)ß rokъ «не имеющий права говорить». Из от и реку́, рок (см. Гуйер, LF 40, 304; Мi. ЕW 274); Мейе (ét. 233) толковал как дословку лат. infans [Маловероятно в звуковом отношении объяснение Мошинского (JР, 35, 1955, стр. 130 и сл., его же, Zasiąg, стр. 243) из о-trоkъ, родственного !цслав. тръкъ «бег», словен. tŕčati «бегать». См. еще Трубачев, Терм. родства, стр. 46 и сл.; Махек, «Linguа viget. Commentationes slavicae in hоnоrеm V. Kiparsky», Helsinki, 1965, стр. 90 и сл.; Копечный, «Этимология. 1966», М., 1968, стр. 54 и сл. — Т.].
Словник Фасмера.
Отрок
Молодший вожеский (княжеский) дружинник на Руси 10-12 вв., участвовал в походах и сборах дани, выполнял отдельные поручения вожа (князя) по суду, забиранию налогов и т. п.
Энциклопедия "Отечество".
Отрок
- м. отроковица ж. отрочица ж. арх. дитя от 7 до 15 лет, а пора эта: отрочество, отроческий вырост; подросток. До семи лет зов. молоденцем, а иногда только до трёх, а далее, до семи, дитятей. | Отрок, стар. божн. (церк.) правительская, вожеская прислуга | служитель или роб вообще; | урал. сорвиголова, повеса (Шейн). Отроча ср. отрочата мн. молоденец, дитя или отрок, -ковица. Отрочатин грех вменяется отцу-матери. Отрочище ср. отрочищ м. божн. (церк.) отрок на выросте; слуга. Отроколюбивый, чадолюбивый. Отрокородный год, детородный.
Словник Даля.
Любопытны замечания И. И. Железнова о смысловом родстве и смысловом различии сзначных выражений отрок и сорвиголова в языке уральских вольников (казаков). Слово отрок «в понятии казаков, хотя и равносильно слову сорвиголова, но имеет от последнего некоторое и не малое даже отличие.
”Сорвиголова“ означает забияку балмошного, делающего всё очертя голову, без разсужения — пройдёт ли ему проказа его даром, или заедет на шею, — без соображения, какое она проведёт впечатление на других, без страха, наконец, потерять свою славу. Но ”отрок“— человек тонкий. Он ничего не сделает наобум, не розмыслив передварительно, что и как выйдет. Он знает, какую именно и над кем именно сшутить шутку. У него на первом месте не одно желание насолить кому или потешить ся. Нет, он также умно и тонко розсчитывает и на то, чтобы проказа его была вполне достойна казака, чтобы она одному кому показалась горькой и солёной, а другим доставила бы смех и некоторого рода удовольствие, чтобы, наконец, проказничая, не пропасть самому в общем мнении» (Железнов, Уральцы. 1888, 1, с. 5).
Заметка ранее не выпускалась. Схоронилась рукопись на отдельном листке. Печатается по рукописи. — В. Л.
В. В. Виноградов. История слов, 2010.
Кого на Руси мужиками называли или как у нас мужей в мужиков да в мужчин перевернули.
Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов
Подписаться