На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

"Объективность" и "объективная реальность".

Объективность - безпристрастность, непередъятость, сторонность, независимость, незаволочённость, безличностность, внеличностность, достоверность, правдивость, вещность, наглядность.

Объективная реальность - это двузначное понятие: во-первых, это неличностный, безличностный, внеличностный, внедушевный, внемозговой мир; мир-сам-по-себе, мир как вещь-в-себе; мир такой, какой он есть; а во-вторых, это внутримозговой, душевный, личностный (субъективный) и внемозговой, внедушевный, внеличностный мир, отражаемый в нашем мозгу; познаваемый, перестраиваемый и творимый мир; тот мир, на коий направлена наша деятельность.

Объективность
от слова "объект". Передметность, наглядность.
«Объяснение 25000 иностранных слов, вошедших в употребление в русский язык, с означением их корней». Михельсон А.Д., 1865.

Объективность
(от слова "объект"). Свойства вещи сами по себе, независимо, от того, как они передставляются наблюдателю.
«Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка». Чудинов А.Н., 1910.

Объективностью
также называют способность что-либо наблюдать и вылагать «строго объективно». Но такой способностью человек не оболодает. Напротив, во всяком познании и высказываниях любого рода взаимодействует весь набор условий, относящихся к телесному, душевному и обчественному бытию человека, включая. Поэтому подлинная О. достигается лишь весьма приблизительно и остаётся для научного труда мечтой-лекалом.
Философский энциклопедический словарь. 2010.

Объективность
Способность видеть вещи такими, какими они передставляются, по можности независимо от нашей пристрастности. На деле О. означает умение видеть вещи глазами добросовестного наблюдателя – стороннего и безпристрастного. Очевидно, что безпристрастность никогда не бывает полной (познание всегда личностно), однако это не значит, что она вообче неможна – в этом случае не было бы ни справедливости, ни науки.
Философский словарь (Конт-Спонвиль).

Объективность
а) Действительное существование вещей, явлений и ходов, их свойств и отношений, всего мира в целом; принадлежность к так называемой о. действительности.
б) Съдержание знания, ответствующее вещи.
Словарь практического психолога. — М.: АСТ, Харвест. С. Ю. Головин. 1998.

Объективность
Способность выполнять познавания и накапливать данные, не позволяя личным толкованиям и передрозсудкам влиять на это дело. Если мы полагаемся на личное толкование събытия (например, был ли чей-то поступок обусловлен злым умыслом или человек просто пошутил), то нам трудно съхоронять безпристрастность.
Психология. А-Я. Словарь-справочник / Пер. с англ. К. С. Ткаченко. — М.: ФАИР-ПРЕСС. Майк Кордуэлл. 2000.

Объективный
(от лат. передметный) — относящийся к "объекту"; передметный, вещный, действительный, данный, не являющийся только мысленным, всеобщезначимый.
Начала Современного Естествознания. Тезаурус.

Объективный
(ново-латин. objectivus). Относящийся к чему-то, лежащему вне нас.
«Объяснение 25000 иностранных слов, вошедших в употребление в русский язык, с означением их корней». Михельсон А.Д., 1865.

Объективный
а) передметный; б) относящийся к вещи нашего наблюдения; 3) безстрастный, лишённый личных приязней и глядов.
«Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка». Чудинов А.Н., 1910.

Объективный
а) Существующий вне нас; б) Связанный с внешними условиями, не зависящий от чьей-н. воли, можностей.
С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. Толковый словарь русского языка.

О-ая правда (правильное отражение в сознании человека, в науке и т.п. действительности). О. духословие (мудрское передставление, признающее основой всего существующего дух, мировой розум).
Энциклопедический словарь. 2009.

Объективный
свойственный самой вещи или ответствующий ей; о. действительность –вещество, природа, всё, что существует, вещественный мир во всём его многообразии; о. правда – познание, отражающее действительность такой, какова она есть.
Большой словарь иностранных слов.- Издательство «ИДДК», 2007.

Объективный
Непередъятый; "объективное" сужение получается тогда, когда о предметах розсужают совершенно спокойно, на основами всем доступных данных и не стараются на первый место выдвинуть свою личность, а своими ранее выроботанными убежениями не стесняют свободы своей мысли; иными словами, обчий, т. е. такой, коий может быть каждым проверен и каждым принят.
«Полный словарь иностранных слов, вошедших в употребление в русском языке». Попов М., 1907.

Объективный -
правильно, не кажённо отражающий действительность.
Быть "объективным" - смотреть правде в глаза, оценить по достоинству, посмотреть на себя со стороны. Объективно - без прикрас, во всей красе [наготе], не взирая на лица, не будет переувеличением сказать | без переувеличения, без всяких переувеличений. Объективный - неприкрашенный.
Идеографический словарь русского языка. — М.: Издательство ЭТС. Баранов О.С. 1995.

Объективный
Безпристрастный, непередубежённый, сторонний, незаволочённый, нелицеприятный, неприкрашенный, спокойный.
— Умельник (художник)-писатель должен быть !объективен, то есть безпристрастен. И. Гончаров, Литературный вечер.

"Объективный" мир. "Объективная" действительность (внешний мир, вещественное бытие).

"Признание "объективной" закономерности природы и приблизительно верного отражения этой закономерности в голове человека есть вещественничество (материализм)". Ленин, Материализм и эмпириокритицизм.

«Переворот нельзя "сделать", ...перевороты вырастают из "объективно" (независимо от воли передставительств и слоёв) назревших переломов были...» Ленин. Объективный мир. Объективные знания. Объективные причины.
Малый академический словарь русского языка.

Объективный
а) В мудрии о. называют то, что существует вне человека, независимо от его сознания, воли, желания.
Человек познаёт не мир, а собственные передставления о мире | Природа подчиняется естественным законам | Причиной столкновения часто является не окружающая действительность, а проходячее в головах людей;

б) О. правдой называют правильное отражение в сознании человека, в науке и т. п. действительности, мира;

в) Говоря об О. причинах, обстоятельствах и т. п., вы имеете в виду существующие причины, обстоятельства и т. п., кои вы не в силах поменять;

г) О. вы называете мнения, оценки и т. п., на кои не оказывают влияние ваши личные чувства, ваше отношение к обсужаемой вещи;

д) О. вы называете то, что полностью ответствует действительности, отображает то, что действительно проходило когда-то или проходит в данное веремя;

е) Если вы О., значит, в своих оценках, сужениях и т. п. вы не руководствуетесь своими личными чувствами и мнениями, а выходите из подлинной сущности, причины чего-либо.
Толковый словарь русского языка Дмитриева. Д. В. Дмитриев. 2003.

Объективный
Множество отволочённых слов, вошедших в обчеписную речь из языка мудрия (философии), введено Кантом. Учение Канта провело глубокий переворот в мудровом словии. Недаром, по отзыву в «Monthly Rewiew» (1799), строй Канта передставлялась многим «не чем иным, как новым словником наприродных понятий». «В качестве образчика нелепого словия Канта обозреватель указывает на слова: architectonic, cosmology, deduction, dynamical, immanent, intuition, noumenon, phaenomenon, objective, phoronomy, teleology. Мы выняли, — пишет розборщик, — слова самые неупотеребительные или же употеребляемые Кантом в самом необычном значении». Проф. И. И. Лапшин, приведя этот отзыв в своей роботе «Судьбы критической философии в Англии до 1830 года», отмечает: «Все слова, приводимые обозревальщиком как безполезные новослова, вошли в совеременное мудровое словие с тем значением, какое им придал Кант. Так, например, слово "объективный", на кое указывает обозревальщик, как на слово, сторонно применяемый Кантом, получило своё совеременное значение впервые, как указывает Эйкен, в съчинениях Канта. Лессинг пользовался словами "субъективный" и "объективный" в противном совеременному смысле» (ЖМНП, 1902, август, с. 381—382).

К слову "объективный" В. В. Виноградов оборачивался также в «Очерках» в связи с вопросом обогащения языка мудрическим словием: «в кружках любомудров выник вопрос о мудролюбском словии, приспособленной к выражению немецкого духословного мудрия Шеллинга. Ср., например, мудровые слова в языке св. Одоевского: проявление (Мнемозина, 1824, 1, с. 63); "субъективный", "объективный" (Мнемозина, 3, 104); "аналитический", "синтетический"...» (Очерки, 1982, с. 365). В. В. Виноградов упоминает слова "объективный", "субъективный" и производные "объективно", "субъективно" в ряду других там же на с. 368, 369. — Е. X.
В. В. Виноградов. История слов, 2010.

Объективный
Всё, что больше относится к познаваемому, чем к познавальщику.

Всё это кажется само собой розумеющимся. Необходимо, однако, отметить – и эта мысль послужила головной причиной появления в словнике настоящей статьи, – что у богословщиков (схоластов) и мыслевиков XVII века употеребление слова «объективный» нередко несёт особенный смысл, что может вызвать у нынешнего читальщика недоумение. "Объективным", на их гляд, является всё то, на что направлены наши мысли и розум, независимо от того, существует ли во внешней действительности что-либо, соответствующее этой познаваемой вещи (т. е., в нынешнем розумении, существует оно действительно или нет). Таким образом, действительное бытие мысли противостоит её условному бытию. Условное бытие мысли – её бытие в себе; действительное бытие – бытие в нас или для нас (в качестве вещи нашей мысли). Декарту, в частности, это позволило заявить, что «понятие солнца есть не что иное, как само солнце, существующее в нашем уме, причём не условно, как в нёбе, но действительно, то есть так, как обычно присутствуют в уме вещи; розумеется, подобный способ существования значительно менее полон, чем тот, в ответствии с коим вещи существуют вне ума, но этот первый способ не есть по этой причине полное ничто» («Ответ творца на первые противления»). А вот что утвержает Спиноза: мысль как таковая, «в отношении её условной сущности, может быть вещью иной дейсвтвительной сущности», т. е. мыслью мысли («Трактат об усовершенствовании разума…»).

Наконец, Гегель называет "объективным" дух, переходячий личный розум и находячий воплощение в правовых, обчественных или волОстных образованиях (таких, как право, норовы, государство), внутри коих он становится вещью по отношению к самому себе. Ограниченный уземными переделами, он, в свою очередь, может быть перейдён полным духом (умельствованием (искусством), чудоверием (религией), мудрием (философией).
Философский словарь (Конт-Спонвиль).

"Объективность" недостижима ни в одной оболости, включая научное познание. Тем не менее лекало О. знания — одна из наиболее основных ценностей науки. О. быльна: мнения, передставлявшиеся правдивыми в одно веремя, могут оказаться условными в ин. Напр., звездоведы более двух тысяч лет считали вполне действительным землесереднее полотно мира; потеребовалось несколько столетий и усилия выдающихся учёных и мудров (Н. Коперник, Дж. Бруно, Г. Галилей и ин.), чтобы показать, что более достоверным является солнцесереднее полотно.
Хотя наука постоянно стремится к О., внеличностное и личностное, знание и вера в ней существенным образом переплетены и нередко взаимно поддерживают друг друга. Знание всегда подкрепляется умственным чувством деятеля, и передположения не становятся частью науки до тех пор, пока что-то не заставит в них поверить. Личная вера стоит не только за отдельными утвержениями, то и за целостными передставлениями или учениями. Особенно наглядно это проявляется при переходе от старого учения к новому, во многом подобном «действу оборочения» в новую веру и не осуществимом шаг за шагом на основе правомыслия и стороннего опыта. Как показывает быль науки, такой переход или проходит сразу, хотя не обязательно в один приём, или не проходит вообче при жизни съвеременников нового учения. «Коперниканское учение приоберело лишь немногих сторонников в течение почти целого столетия после смерти Коперника. Робота Ньютона не получила всеобщего признания, в особенности в сторонах материковой Европы, в продолжение более чем 50 лет после появления «Начал». Пристли никогда не принимал кислородной учения горения, так же как лорд Кельвин не принял молнопритяжного учения и т.д.» (Т. Кун). М. Планк замечал, что «новая научная правда прокладывает дорогу к победе не посередством убежения противников и принужения их видеть мир в новом свете, но скорее потому, что её противники рано или поздно умирают и вырастает новое поколение, кое привыкло к ней».

Опеределённый порядок верований лежит в основе не только отдельного учения, но и самой науки в целом. Этот порядок задаёт передпосылки научного умствования и опеределяет то, что отличает научное мышление от мировидческого, мечтального или умельского мышления. Купность мыслительных передпосылок науки розмыта, значительная их часть носит свойство неявного знания. Этим переже всего объясняется, что науку трудно сколь-нибудь однозначно отграничить от того, что наукой не является, и опеределить научный способ вычерпывающим перечнем правил.

Предпосылочным, опирающимся на неявные, розмытые верования и в этом смысле личностным является и мышление целой былевой поры. Купность этих верований опеределяет способ мышления веремени, его умственный договор. Способ мышления почти не осознается тем веременем, в коем он господствует, и подвергается опеределённому осмыслению и розбору только в последующие веремена. Переход от способа мышления одного веремени к способу мышления ин. (и значит, от одного обчего вида О. к ин.) является природно-былевым ходом, занимающим довольно длительное веремя.

О. описания можно опеределить как степень приближения его к правде.
Философия: Энциклопедический словарь. — М.: Гардарики. Под редакцией А.А. Ивина. 2004.
https://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_philosophy/855/ОБ..

Татьяна Черниговская. Есть ли "объективный" мир? Самоубийственный вопрос.
https://www.youtube.com/watch?v=kiFBVk2OwmA

Сергей Кулдин. Сон про несон. Где объективная реальность? Философский клуб ПсковГУ 4.03.16.

наверх