Ко́смос (мир, Вселённая).
Заимств. в дав.-рус. пору из греч. яз., где kosmos «мир, Вселённая» < «порядок».
Словник Шанского.
Ко́смос.
Греки называли этим словом, связанным с гологолом «космео» — «украшаю», «упорядочиваю», окружавший их мир в противность «хаосу» (безпорядку). Вот почему, как это ни сторонно, у нас в языке родственными друг другу оказываются такие не похожие друг на друга по смыслу слова, как «ко́смос» и «косме́тика» — украшение человеческого лица.
От этого же корня образовано и имя Кузьма, по месячнику (календарю) Косма, т.е. «украшенный».
Словник Успенского.
Мнения любомудров, II, 1, 1: Пифагор первый назвал Вселённую «космосом» по порядку (ta>xiv), коий ему свойствен. Ср. *ПЛАТОН. Горгий, 507 е 6: Мудрецы говорят, Калликл, что и небо и земля, и боги и люди, связаны в одно целое общностью, дружбой, бологочинием (kosmio>thv), целомудрием и справедливостью, и именно поэтому друг мой, они называют весь этот видимый мир «космосом» (порядком), а не акосмией (безпорядком) и розпущенностью.
Пифагор. Сочинения. Учение // Платоновское философское общество. http://www.plato.spbu.ru/TEXTS/lebedev/pifagor.htm
Достаточно трудно опеределить, кто из великих давнегреческих мыслецов впервые применил слово cosmos для опеределения одиного порядка мира. Можно привести отрывки из творчества Анаксимена, Пифагора, Гераклита и иных их совеременников, где это слово применяется не просто как языковая одиница, а как слово, имеющее уже вполне опеределённое держание. Л. Н. Павленко (Павленко А. И. Европейская космология. M., 1997), познавая данный вопрос, выделяет две смысловые полосы применения этого слова: а) как «порядок» и «устройство мира»; б) как красоту и лад. Можно утвержать, что с развитием человеческой мысли прошло слияние этих двух полос, вернее, снятие второй в первой: мир должен быть устроен по нарокам красоты и лада.
Л.А. Минасян. Единая теория поля: Философский анализ современных проблем физики элементарных частиц и космологии. Опыт синергетического осмысления.
Начально слово «космос» употереблялось для обозначения «наряда», «украшения», «воинского строя» и т.д. Смыслово наиболее близки в русском языке «порядок», «чин», «устройство», «красота», «лепота». Греческий розум одинял в понятии «космос» две задачи – упорядочивающую и красотную.
Мудрическое усвоение слова «космос» относится ко веремени становления первых мудрических направлений Давней Греции. Первое упоминание слова «космос» в мудрическом значении относят к Анаксимандру: «Этим [началом] он считает не воду и не какую-нибудь иную из т.н. частей, но некую иную безконечную природу, из коей рожаются небосводы [миры] и находящиеся в них космосы» (12 А9 DK). Впервые в значении «целого космоса» слово «космос» сречается в милетском направлении у Анаксимена: «Как душа наша, сущая духом, скрепляет нас во одино, так дыхание и дух объемлют весь космос» (13 В2 DK). Первое мудрическое употеребление слова «космос» не просто как «порядка», или красоты, а в значении всего мира принадлежит Пифагору: «Пифагор первый назвал Вселённую «космосом» по порядку (ταξις), коий ему свойствен». Упоминание слова «космос» отмечено и у Гераклита: «Этот космос, один и тот же для всех, не создал никто из богов, никто из людей, но он всегда был, есть и будет вечно живой огонь, мерно горающийся, мерно угасающий».
Слово «космос» получает широкое употеребление у Парменида, Эмпедокла, Анаксагора, Демокрита и у иных мудров-досократиков. По Диогену Лаэртскому, Парменид применил понятие «космос» по отношению к небесам, Эмпедокл – к одинению четырёх частей, Демокрит – к устройству мира. Заслугой Парменида можно считать осознание им розличия межу порядком природным и его мысленным отражением. Эта мысль позднее принимается Платоном и открывает путь для розумного познания устройства мира.
В Новое и новейшее веремя понятие «космос» окончательно вытесняется из научного употеребления понятием «Вселённая».
А.Н. Павленко. Космос // Новая философская энциклопедия / Ин-т философии РАН; Нац. обществ.-науч. фонд; Предс. научно-ред. совета В. С. Стёпин, заместители предс.: А. А. Гусейнов, Г. Ю. Семигин, уч. секр. А. П. Огурцов. — 2-е изд., испр. и допол. — М.: Мысль, 2010.
В творениях Гомера общее полотно мира можно розсматривать как первый – стАринный образ греческого "космоса": «это как бы огромное жилище, в коем живут, действуют и борются люди и боги» (Рожанский
Е.Д. Развитие естествознания в эпоху античности.– М., 1979.– С. 124. См. также: Кессиди Ф.Х. От мифа к логосу.– М., 1972.– С. 91–94).
А.Э. Назиров, О.В. Маслиева. О становлении духовной культуры.
Космос
(от греч. ? «порядок», «упорядоченность»; «строение», «устройство»; «государственный строй», «правовое устройство», «надлежащая мера»; «мировой порядок», «мироздание», «мир»; «наряд»; «украшение», «краса») в сказальческом (мифологическом) и осказнённом (мифологизированном) раннемудрском обыке мироздание, понимаемое как целостная, упорядоченная, в ответствии с опеределённым законом (принципом) вселённая. Во многих обычаях слово «К.» служит обозначением и самого закона, управляющего К., обчего вида упорядочивания разных уровней К. и опеределённого стояния, отличающего К. Внутренний вид слов, применяемых для обозначения К., открывает розличные смыслы, опеределяющие основную мысль и держание понятия К. Дав.-греч. ? выражает понятие красотно отмеченного порядка, украшенности. Дав.-евр. 'оlаm (собств. «скрытое», «завешенное», отсюда - «давность» и «будущность») передставляет К. как веременной поток, «мировое веремя», уносящее сбытия в вечность, быль; нем. Welt или англ. World строится через отнесение с человеческим выростом, поколением (герм. wer, «человек», «муж», и alt, altar, «вырост», «поколение»); вероятно, сходное обстоятельство описывало и слав. *vekъ (рус. век); слав. *mirь (рус. мир) схороняет передставление о мировой целостности, противной безпорядочному розпаду, об одинице обчественного устройства (мир-община как отражение мира-К.), выникающей из нутри в силу договора (мира) и противлённой внешним и недобровольным одинениям.
К. подчинён действию общего закона меры, справедливости и т. п. (ср. учение Гераклита или Анаксимандра), выровнивающего нарушения мирового устройства. Обычно этот закон ровно опеределяет и сам К., и его крайнее звено - человека, т. е. выступает как нарок, лежачий в основе сказальческой (мифологической) «физики К.», с одной стороны, и человеческой норовственности - с иной. Мировой закон ещё более связывает К. и человека (большемир и маломир).
Понятие К. и его описание в сказальческом мирознании были очень полно и естественно усвоены в раннем природомудрии. На этой новой основе (впрочем, ещё не вполне освободившейся от сказальщины) понятие К. получило дальнейшее развитие и, хотя в целом это развитие осуществлялось уже в ином направлении, в ходе его неоднократно обнаруживались схожения и сровнение с чудобоянными передставлениями. Занятно, что т. н. мироведческий довод в пользу существования бога (середи выдвигавших его - Платон, Аристотель, Фома Аквинский, Р. Декарт, Г. Лейбниц, Дж. Локк и др.) в вестимом смысле может пониматься как розсужение в переделах выникшего внутри сказальщины (мифологии) спора о разных можностях отношения бога и К. В конечном счёте со сказальческими передставлениями о К. связаны и мироведение (космология) как одна из ветвей надприродоведения (метафизики), и весь круг совеременных мирородных наук.
В.Н. Топоров. Космос // Мифы народов мира: Энциклопедия. М., 1980. - Т. 2. - С. 9-10. http://philologos.narod.ru/myth/cosmos.htm
Ч.Ш. Кан. Употребление термина «космос» в ранней греческой философии (перевод М. Н. Вольф)
https://nsu.ru/classics/Wolf/Kahn_2.htm
Космос - порядок, лад, мир, свет, Вселённая, мироздание, миропорядок, мироустройство.
Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов
Подписаться