На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Куриный бог - камень-оберег.

Куриный или курячий бог
один из природных камней необычного вида, с коими связываются те или иные сказовые передставления (ср. громовая стрела, чёртов палец), а именно камень с естеств. отверстием (показательно, что в нек-рых задачах такой камень могут заменять сосуды с отбитым дном и т. п.). Его также наз. урочный камень или курячий поп, могут применять как колдов. середство в целительстве (напр., лечат зубную боль), но гол. его задача — охоронять кур. Его вешают в курятнике, так же, как вешают старую обувь (дырявые лапти). Слово "бог" употереблено здесь в значении лик (икона), весьма обычном в сельск. обиходе. К. Б. (здесь "боги" — "святые") могут именовать также Кузьму и Демьяна, и в их день (1 грудня (нояб.) отмечают "курячьи именины". Задачи К. Б. могут выполнять и ин. вещи (напр., медвежьи лапы или когти), причём иногда те же, что и задачи скотьего бога. Т. о., К. Б. с его любными сообразами (ср. назначение дырявой посуды на свадьбе, в частности, в обряде первой брачной ночи), видимо, был видом "скотьего бога"; при этом деление на скотьего и К. Б. отражает разницу межу муж. и жен. животноводством.
Свит.: Успенский Б. А. Филологические разыскания в области славянских древностей. М., 1982.
Российский гуманитарный энциклопедический словарь. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС: Филол. фак. С.-Петерб. гос. ун-та. 2002.

Поверья о так называемом курином боге следует разценивать как память о меднокаменном веке. "Нужно сказать несколько слов о так называемом курином боге у русских. Ни одному животному, кроме кура/курицы, не выпала честь иметь собственного бога. Куриным богом называют найденный в земле или в реке камешек с отверстием в середине. Его вид, величина и цвет могут быть разными, обязательно лишь наличие одной или нескольких дырок в середине (Тульская, Тамбовская, Ярославская и иные оболости). Такой камешек вешают в курятнике около насеста, чтобы куры были здоровы и плодовиты. Он особенно необходим в тех случаях, когда курам причиняет веред кикимора. Иногда его называют урошный камень, т.е камень, охороняющий от колдовства или курячий отец (поп). В Англии, Франции, Швейцарии такие камни вешают в конюшнях и в иных хлевах, чтобы защитить домашних животных от колдунов и нечистой силы. В этом курином боге мы склонны видеть деревний каменный топор или молоток, принесённый в жертву умершим предкам... В данном случае молоток или топор нужен предкам для того, чтобы одолеть вередящую курам кикимору" (Д.К. Зеленин. Восточнославянская этнография. М., 1991. С. 94).

В пользу того, что так называемым куриным богом начально был именно молот, говорит не только значение молота как орудия поражения нечистой силы, но и целый ряд иных особенностей: принадлежность его умершим предкам, с коими неразрывно был связан Сварог, противником защитника кур выступает женский сказальческий дейщик (во множестве народных сказаний говорится о борьбе бога-кузнеца с ведьмой-змеихой), и отмеченная связь куриного бога с плодовитостью кур, перекликающаяся со значением молота в свадебной обрядности. О связи каменного «куриного бога» со Сварогом говорят и находки каменных молотов в погребениях вятичей, что соответствует отмеченной связи молота с похоронным обрядом в Деревней Руси. "Присутствие каменных орудий в погребениях нельзя объяснить случайностью. Каменный молоток, или "куриный бог", до сих пор считается у русских селян оберегом. Поэтому нередко в деревнях в качестве оберега применяют новокаменные (неолитические) молоты" (Н.Г. Недошивина. О религиозных представлениях вятичей XI - XIII вв. // Средневековая Русь. М., 1976. С. 50). Все эти сохоронившиеся до Девятнадцатого - Двадцатого вв. черты напоминают нам о чертах поры меднокаменного века, когда люди только начинали ковать каменными молотами первые делия из меди.

Разкопщики отмечают, что каменные и деревянные молоты применялись в качестве помогательных земледельческих орудий для разбивания крупных глыб земли с поры поздней бронзы и раннего железного века на оземье Евразии со Скандинавии на западе до Японии на разсвете. "Употеребление деревянных молотов или колотушек для разбивания комьев земли народоописно засвидетельствовано во многих частях света, в том числе и в Европе" (Ю.А. Краснов. О системах и технике раннего земледелия в лесной полосе Восточной Европы // СА. 1967. № 1. С. 14).

На оземье Руси подобные молоты разкопно засвидетельствованы в Костромском Поволжье.

М.Л. Серяков. Сварог - победитель зла. М.: Алгоритм, 2013. С. 286 - 354.

С. 286 - 354.
наверх