Универсальный - общiй, всеобщiй, повсемѣстный, мировой, всемiрный, вселёнский, всесветный, всеохватывающий, всеобъемлющий.
Универсум - мир, свет, Вселённая, сущее, существуюющее, бытие, белый или вольный свет.
Универсалии - общие слова (общеслова) и понятия (общемысли).
Любомудрие (философия) - наука о всеобчем (универсальном) или о мире как целом (универсуме), описывающая мироздание с помощью передельно общих понятий и слов (универсалий), общеведение, мироведение.
Универсальный
Латинское – universalis (всеобчий, всемирный, разносторонний).
Заимств. в Петровские веремена (Смирнов. 229) из польск. яз., где uniwersalny < лат. universalis «всеобщий», приб. выводного от universus «весь, общий», сложения unus «один» и versus «обороченный». Употеребляется достаточно широко как в начальном значении, так и в значении «для разного применения, с разным назначением».
Словник Шанского.
Универсальный —
относящийся к "универсуму".
Начала Современного Естествознания. Тезаурус.
Универсальный
(от лат. universalis — общий) —
всеобчій, всесветный.
Ср. Universel (univers, Вселённая) всемірный.
Ср. Universalis (universus mundus — весь міръ) — повсемѣстный, всеохватывающий, всеобъемлющий (anus, одинъ — vertere — вертеться).
Русская мысль и речь. Своё и чужое. Опыт русской фразеологии.
Сборник образных слов и иносказаний. Т.Т. 1—2. Ходячие и меткие слова. Сборник русских и иностранных цитат, пословиц, поговорок, пословичных выражений и отдельных слов. СПб., тип. Ак. наук.. М. И. Михельсон. 1896—1912.
Универсалии
(лат. universalis - то, что принадлежит всему)
мудрическая попытка описать то, что свойственно всему, напр., человеческая природа как свойственная всем людям.
Вестминстерский словарь теологических терминов.
Универсалии
(от лат. universalis – общий, относящийся к целому)
общие понятия. Вопрос У. связана с основными мудрич. вопросами отношения одиничного и обчего, отволочённого и опеределённого. Он берёт своё начало в учении Платона о сущностях, упорядочивающих мир, — понятиях, внешн. по отношению к опеределённым вещам и ставляющих особый духовный мир. В отличие от Платона, Аристотель утвержал нерозрывную связь видообразующего обчего с одиничным.
А.С. Гагарин.
История и философия науки. Энциклопедический словарь.
Универсалии
(множ. число от !универсалия)
В явном виде учение об У. появляется вместе с платоновским учением «идей» и передставлением вида (формы) и вещества (материи) Аристотеля.
В сжатом виде вопрос У. выражен Порфирием во «"Введении" к аристотелевским "Категориям"»: существуют ли роды и виды самостоятельно, и в таком случае телесны они или безтелесны, или же они существуют только в мышлении, и в таком случае обособлены они или находятся в чувств. явлениях.
Основой противор.-веществ. понимания вопроса У. является взаимодейщинаодиничного, особенного и всеобщего.
Советский философский словарь.
Универсалии
а) уложно-быльчески (культуры-исторически) обусловленный порядок понятий и способ осмысления мира, где отмечаются свойственные данному улогу наиболее обчие передставления о человеческой деятельности, о месте человека в мире и т.д. Универсалии улога обезпечивают производство образа жизни и человека данного улога от поколения к поколению; б) У. языковые – общие для всех языков свойства, напр. во всех языках существует понятия отрицания.
Большой толковый словарь по культурологии.
Универсалии
(от лат. universus — целый, общий, полный). По одному из оснований, имена естественного языка делят на одиничные (сингулярные) и общие (универсальные). Съответствие действительности одиничных имён съменений не вызывает. Зато вопрос, чему и как в действительности ответствуют обчие имена У, напр. «дом» или «человек», стал одним из основных в мудрии. Его-то, в полном ответствии с выхожением, и называют обычным (отличаеым от совеременного) вопросом У. Над этим вопросом розмышлял уже Платон (Парменид 130—135), он был одним из основных для Аристотеля: слово «дом», розсужал он, говорит о доме вообче; но мы ведь «не можем принять, что есть некий Дом помимо отдельных домов» (Метафизика 999 в.). Тогда чему это слово ответствует? В основе этого вопроса лежит очевидная и потому явная посылка: одиничные имена — это собственные имена одиничных вещей, а общие — собственные имена общих вещей (дома вообще, человека вообще). Общие вещи, задаваемые общими именами, по метонимии, тоже стали называть У. В итоге познавальщическое опеределение обычного вопроса У. была дополнено бытийным: существуют ли У. (обчие вещи, о коих говорят обчие имена) явно? Тех, кто отвечал на этот вопрос утвердительно, называли явщиками (реалистами).
М.М. Новосёлов.
Энциклопедия эпистемологии и философии науки.
Универсум
(лат. universum «купность, общность», «Вселённая» < universalis всеобщий + summa rerum «общее положение вещей», «купность всего») в мудрии (философии): всеобчее; одиная Вселённая; мировое целое, «мир как целое» или «всё сущее», купность всего, что существует; купность отношений межу явлениями, т. е. купность законов, упорядочивающих мир.
Начала Современного Естествознания. Тезаурус.
Универсум
«У» как мудрическое понятие по объёму съвпадает со звездоведческими понятиями «космос» и «Вселённая», но отличается от них по съдержанию. Понятия «космос» и «Вселённая» описывают вещные свойства мира в целом. «От мудр. понятия У. следует отличать познавальческое понятие У., или "универсум розсужения" ("мир розсматриваемых вещей"), передметная оболость или оболость познавания.
«У» — это понятие, выникающее в итоге особого познавательного хода — передельного перехода; в данном случае — передельного сбора всех универсумов розсужения. Он выступает в двойке с противным передельным переходом — передельным розбором, — розчленением У на части, на части этих частей и т.д. В ходе этого мыслительного хода мы чисто умозрительно получаем передставление о частях, кои уже не съдержат частей — демокритовых неделимках (атомах). Купность таких первочастей У называют первовеществом или просто веществом. Итак, «У» и «материя» — это мудрические понятия, выникающие как передельные плоды двух противных познавательных ходов — сбора и розбора.
Понятие «У» является членом «семьи» близких ему по смыслу понятий: «бытие», «мир», «сущее», «реальность», «единое» и «абсолют». Межу ними существует тонкое, но принципиальное розличие и по съдержанию, и по значению в мудрическом познавании. Напр., У одинствен, в то веремя как говорят о множестве миров, о можных мирах, о лучшем из можных миров и т.д. Ярче всего отличие «У.» от перечисленных понятий выступает, когда они розсматриваются в одинстве с их противопонятиями; напр., «бытие» с «небытием», «единое» — с «многим», «реальность» с «иллюзией» и т.д.
Г.Д. Левин.
Энциклопедия эпистемологии и философии науки. М.: «Канон+», РООИ «Реабилитация». И.Т. Касавин. 2009.
Универсум - мир, свет, Вселённая, сущее, существуюющее, бытие, белый или вольный свет.
Универсалии - общие слова (общеслова) и понятия (общемысли).
Любомудрие (философия) - наука о всеобчем (универсальном) или о мире как целом (универсуме), описывающая мироздание с помощью передельно общих понятий и слов (универсалий), общеведение, мироведение.
Универсальный
Латинское – universalis (всеобчий, всемирный, разносторонний).
Заимств. в Петровские веремена (Смирнов. 229) из польск. яз., где uniwersalny < лат. universalis «всеобщий», приб. выводного от universus «весь, общий», сложения unus «один» и versus «обороченный». Употеребляется достаточно широко как в начальном значении, так и в значении «для разного применения, с разным назначением».
Словник Шанского.
Универсальный —
относящийся к "универсуму".
Начала Современного Естествознания. Тезаурус.
Универсальный
(от лат. universalis — общий) —
всеобчій, всесветный.
Ср. Universel (univers, Вселённая) всемірный.
Ср. Universalis (universus mundus — весь міръ) — повсемѣстный, всеохватывающий, всеобъемлющий (anus, одинъ — vertere — вертеться).
Русская мысль и речь. Своё и чужое. Опыт русской фразеологии.
Сборник образных слов и иносказаний. Т.Т. 1—2. Ходячие и меткие слова. Сборник русских и иностранных цитат, пословиц, поговорок, пословичных выражений и отдельных слов. СПб., тип. Ак. наук.. М. И. Михельсон. 1896—1912.
Универсалии
(лат. universalis - то, что принадлежит всему)
мудрическая попытка описать то, что свойственно всему, напр., человеческая природа как свойственная всем людям.
Вестминстерский словарь теологических терминов.
Универсалии
(от лат. universalis – общий, относящийся к целому)
общие понятия. Вопрос У. связана с основными мудрич. вопросами отношения одиничного и обчего, отволочённого и опеределённого. Он берёт своё начало в учении Платона о сущностях, упорядочивающих мир, — понятиях, внешн. по отношению к опеределённым вещам и ставляющих особый духовный мир. В отличие от Платона, Аристотель утвержал нерозрывную связь видообразующего обчего с одиничным.
А.С. Гагарин.
История и философия науки. Энциклопедический словарь.
Универсалии
(множ. число от !универсалия)
В явном виде учение об У. появляется вместе с платоновским учением «идей» и передставлением вида (формы) и вещества (материи) Аристотеля.
В сжатом виде вопрос У. выражен Порфирием во «"Введении" к аристотелевским "Категориям"»: существуют ли роды и виды самостоятельно, и в таком случае телесны они или безтелесны, или же они существуют только в мышлении, и в таком случае обособлены они или находятся в чувств. явлениях.
Основой противор.-веществ. понимания вопроса У. является взаимодейщинаодиничного, особенного и всеобщего.
Советский философский словарь.
Универсалии
а) уложно-быльчески (культуры-исторически) обусловленный порядок понятий и способ осмысления мира, где отмечаются свойственные данному улогу наиболее обчие передставления о человеческой деятельности, о месте человека в мире и т.д. Универсалии улога обезпечивают производство образа жизни и человека данного улога от поколения к поколению; б) У. языковые – общие для всех языков свойства, напр. во всех языках существует понятия отрицания.
Большой толковый словарь по культурологии.
Универсалии
(от лат. universus — целый, общий, полный). По одному из оснований, имена естественного языка делят на одиничные (сингулярные) и общие (универсальные). Съответствие действительности одиничных имён съменений не вызывает. Зато вопрос, чему и как в действительности ответствуют обчие имена У, напр. «дом» или «человек», стал одним из основных в мудрии. Его-то, в полном ответствии с выхожением, и называют обычным (отличаеым от совеременного) вопросом У. Над этим вопросом розмышлял уже Платон (Парменид 130—135), он был одним из основных для Аристотеля: слово «дом», розсужал он, говорит о доме вообче; но мы ведь «не можем принять, что есть некий Дом помимо отдельных домов» (Метафизика 999 в.). Тогда чему это слово ответствует? В основе этого вопроса лежит очевидная и потому явная посылка: одиничные имена — это собственные имена одиничных вещей, а общие — собственные имена общих вещей (дома вообще, человека вообще). Общие вещи, задаваемые общими именами, по метонимии, тоже стали называть У. В итоге познавальщическое опеределение обычного вопроса У. была дополнено бытийным: существуют ли У. (обчие вещи, о коих говорят обчие имена) явно? Тех, кто отвечал на этот вопрос утвердительно, называли явщиками (реалистами).
М.М. Новосёлов.
Энциклопедия эпистемологии и философии науки.
Универсум
(лат. universum «купность, общность», «Вселённая» < universalis всеобщий + summa rerum «общее положение вещей», «купность всего») в мудрии (философии): всеобчее; одиная Вселённая; мировое целое, «мир как целое» или «всё сущее», купность всего, что существует; купность отношений межу явлениями, т. е. купность законов, упорядочивающих мир.
Начала Современного Естествознания. Тезаурус.
Универсум
«У» как мудрическое понятие по объёму съвпадает со звездоведческими понятиями «космос» и «Вселённая», но отличается от них по съдержанию. Понятия «космос» и «Вселённая» описывают вещные свойства мира в целом. «От мудр. понятия У. следует отличать познавальческое понятие У., или "универсум розсужения" ("мир розсматриваемых вещей"), передметная оболость или оболость познавания.
«У» — это понятие, выникающее в итоге особого познавательного хода — передельного перехода; в данном случае — передельного сбора всех универсумов розсужения. Он выступает в двойке с противным передельным переходом — передельным розбором, — розчленением У на части, на части этих частей и т.д. В ходе этого мыслительного хода мы чисто умозрительно получаем передставление о частях, кои уже не съдержат частей — демокритовых неделимках (атомах). Купность таких первочастей У называют первовеществом или просто веществом. Итак, «У» и «материя» — это мудрические понятия, выникающие как передельные плоды двух противных познавательных ходов — сбора и розбора.
Понятие «У» является членом «семьи» близких ему по смыслу понятий: «бытие», «мир», «сущее», «реальность», «единое» и «абсолют». Межу ними существует тонкое, но принципиальное розличие и по съдержанию, и по значению в мудрическом познавании. Напр., У одинствен, в то веремя как говорят о множестве миров, о можных мирах, о лучшем из можных миров и т.д. Ярче всего отличие «У.» от перечисленных понятий выступает, когда они розсматриваются в одинстве с их противопонятиями; напр., «бытие» с «небытием», «единое» — с «многим», «реальность» с «иллюзией» и т.д.
Г.Д. Левин.
Энциклопедия эпистемологии и философии науки. М.: «Канон+», РООИ «Реабилитация». И.Т. Касавин. 2009.