Субъекти́вность — это зависимость, подлежательность, добавляемость, прилагаемость, пристрастность, передятость, мнимость, кажимость, видимость, ложность, односторонность, своеобразность, личностность, душевность, мысленность.
Субъективная реальность - это душеявь, душемир, внутренний мир души, розума, внутриличностная, внутридушевная, внутримозговая явь, высшая деятельность мозга, отражение мира, бытие-для-себя, данность-самому-себе, непосередственное самоочевидное самобытие.
Субъективность, субъективизм
(новолатинск., от лат. subjectum, "субъект"). Зависимость, подлежательность. Особенности, принадлежащие данной личности, её точки зрения, её желания и стремления. Зорение на вещь в зависимости от точки зрения и особенностей самого наблюдателя, а не свойств передмета наблюдения, в противность "объективности".
«Объяснение 25000 иностранных слов, вошедших в употребление в русский язык, с означением их корней». Михельсон А.Д., 1865; «Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка». Павленков Ф., 1907; «Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка». Чудинов А.Н., 1910.
Субъективный
Существующий в розуме (сознании), зависящий от него.
Большой толковый словарь русского языка под ред. С. А. Кузнецова.
Субъективный,
противопол. "объективный": личный, относящийся к лицу, вещи, к себе самому. "Субъективное" чувство, личное, своё, в кое не может проникнуть иной. -признаки болезни, кои чувствует больной, но врач не может признать. - человек, сосередоточенный в себе. -ное, состоянье по прилаг. "Субъективность" писателя, способность проникаться иными мыслями и чувствами, ставить себя на место иного, со всеми свойствами его.
Словник Даля.
Субъективный
(лат. subjectivus добавляемый, примыкаемый). В этом чувстве нет ничего из внешняго вещняго, ибо его вещь не из вне на нас действует, ни личного (subjectif), ибо мы для себя в нём пропадаем. Жук. 6 505. - Лекс. Даль-1: субъективный.
Исторический словарь галлицизмов русского языка. - М.: Словарное издательство ЭТС http://www.ets.ru/pg/r/dict/gall_dict.htm. Николай Иванович Епишкин epishkinni@mail.ru. 2010.
Субъективный
(лат. subjeclīvus добавляемый, приделываемый).
Пристрастный, передвзятый; односторонний, лишённый "объективности". Берущий начало в самой личности. Отличающийся личной точкой зрения на вещи, в противность "объективному". Относящийся к деятелю, его природе и нужам; зависящий от деятеля; имеющий значение только для деятеля. Личный, свойственный только данному лицу, отличающейся от иных особенностями данного лица; вытекающий из настроения, являющийся итогом вкусов, привычек, наклонностей, желаний данного лица, и т. д.
Толковый словарь иностранных слов Л. П. Крысина.- М: Русский язык, 1998. Объяснение 25000 иностранных слов, вошедших в употребление в русский язык, с означением их корней.- Михельсон А.Д., 1865; Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка.- Чудинов А.Н., 1910; Философия: Энциклопедический словарь. — М.: Гардарики. Под редакцией А.А. Ивина. 2004; Полный словарь иностранных слов, вошедших в употребление в русском языке.- Попов М., 1907.
Субъективный
а) Свободное значение – свойство деятеля или зависящий от деятеля. В этом головном значении слова заключаются три подчасти, каждая из коих отражает розличный смысл зависимости, (а) Личный – тот, коий является "субъективным", то есть внутренним, личным, не доступным для обчественного розсмотрения. Это отражено в значениях 2, 3 и 4, приведённых ниже, (б) Мысленный или "когнитивный" ~ "субъективный" – значит ощущаемый или душевный, в противность вещному или телесному. См. здесь значения 5, 6, 7 и 8. (в) Своеобразный – "субъективный", то есть одинственный, с участием только одного человека. См. значение 9. Далее приводятся более узкие способы употеребления, кои обычно стречаются в обчественных науках и могут розсматриваться как отражающие один или более из смыслов этого слова; б) Не являющийся непосередственно обчественным, незнакомый кому-либо ещё. Смысл здесь стоит в том, что основную суть събытия можно только ощутить внутренне, лично, и что обчественный опыт никогда не может быть вестим, но только умственно выведен; например, вес безличен, тяжесть безличен, вид звуковой волны говоримого передложения безличен, смысл передложения "субъективен"; в) Не подтвержаемый иными непосередственно, не опеределяемый обчеством каким-либо непосередственным способом. Это значение очень близко к понятию наитного или скрытого; см. статью врачебное передсказание о местном примере противства неличного и личного в этом смысле; г) Более широкий смысл значений 2 и 3 – ненадёжный, передятый, обусловленный личными, чувствительными оценками. Это значение, переже всего, стречается как прозвание, применяемое человеком против того, чьи личные оценки в смысле 3 отличаются от его собственных; нет никакой последовательной причины того, почему личный должен быть менее надёжным или достоверным, чем неличный; д) В отношении сужений, сделанных без применения орудий или иных приёмов; е) Внутренний по отношению к телу или, чаще, к розуму. Здесь "субъективный" почти сзначен душевному; ё) Более широкое понимание значения 6 – ощущаемый или переживаемый как внутренне находящийся; например, такое ощущение, как усталость, в коем нет просто опеределимого внешнего роздрожителя, розценивается как личное; ж) Ещё более широкое понимание – ощущение, основанное на кажённых или обманных явлениях; мнимый; з) Личный, имеющий отношение к одному опеределённому человеку.
Толковый словарь по психологии. 2013.
Внутриличностная явь есть явь, сама себя себе открывающая. Это – то бытие, кое обыкновенно называют «внутренним», «душевным», и кое мы передпочитаем называть непосередственным бытием-для-себя, данностью-самому-себе или – ещё менее опеределённо – непосередственным самобытием.
«Явление познания», душевного «оболодания» содержанием бытия, самоочевидное непосередственное бытие, мыслимое как особая явь, обычно обозначается словом «субъект познания», причём последнее понятие уровнивается с понятием «я». Вестимо, что Декарт (и ещё гораздо раньше бол. Августин) в правде cogito ergo sum усмотрел последнюю очевидность бытия именно в этой действительности «познавшего». «Бытие-для-себя» вмещает в себя не только всё, что дано, но и того, кому оно дано.
Семён Франк. Непостижимое.
Субъективная действительность
упорядоченный в внутридушевном пространстве и веремени отражённый образ принимаемого человеком мира. Душевная явь выникает при включении в головном мозгу человека чувственно-образных, понятийных (смысловых) и отражений принимаемых человеком вещей, ходов и събытий действительности. Человек не способен непосередственно осознавать сведьевые ходы, прходячие в его головном мозге, но сведьевые порядицы мозга оболодают удивительным свойством передставлять ему как носителю розума отражённое держание опеределённых сведьевых образований и ходов головного мозга. Вместе с тем нет такого учения о сведи, кое позволяло бы с одиных положений мысленно описывать как вещественные сведьевые образования и ходы мозга, так и ходы перестройки отражённого держания сведи, включая ходы сложения пространственно-веременной внутридушевной яви и передставления её носителя со-знания, бужая отправленческое стояние осознанного непосередственного приятия мира. См.: «Субъективное время»; «Субъективное пространство». Ильгиз А. Хасанов.
Время как объективно-субъективный феномен.
Национальная философская энциклопедия.
Субъективная реальность (СР)
— осознаваемые душевные явления деятеля, удостоверяющие для него данность его существования. Понятие СР охватывает как отдельные явления и их виды (ощущения, приятия, чувства, мысли, намерения, желания, волевые усилия и т.д.), так и целостное личное образование, одиняемое нашим Я, ятом в его относительном ровенству самому себе, а тем самым в одинстве его самосознательных и несознательных, настоящих и скрытых мерений. Это целостное образование передставляет собой быльчески розвёртывающееся целое, веременно перерываемое глубоким сном или случаями потери розума. СР всегда передставляет собой опеределённое «содержание», кое дано деятелю в виде «текущего настоящего», т.е. сейчас, хотя это «содержание» может относиться к прошлому и будущему. Всё множество явлений СР, протекающих как последовательно, так и одновеременно, в значительной степени упорядочивается и управляется нашим Я, кое, в свою очередь, всегда в том или ином отношении проникнуто их «содержанием».
Качество СР является неотъемлемым особым свойством розума; оно обозначается в мудрической писанине розличными, но близкими по значению словами: «ментальное», «субъективный опыт», «интроспективно доступное состояние», «феноменальное», «квалиа» и др. Последний слово употеребляется в розборном мудрии большей частью для описания чувственных отображений. В обзорной статье «Квалиа», выложенной в «Стенфордской философской энциклопедии» (и держащей обширную свиткопись по данному вопросу), подчёркивается, что вопрос о "квАлиа" «является головным для понимания природы розума». В нашей мудрической свитковщине значительное число писателей применяли для опеределения СР понятие «идеальное», выходя из принятого противопоставления его «материальному» — поскольку «материальное» есть "объективная" явь, то «идеальное» означает СР (см.: Дубровский ДМ. Проблема идеального. Субъективная реальность. Изд. 2-е, М., 2002). В последние десятилетия слово «СР» стало гораздо шире применяться для описания сущности розума, в том числе мудрщиками розборного направления (см., напр.: СёрлДж. Открывая сознание заново. М., 2002).
Именно качество СР порожает головные трудности для научного и мудрического объяснения розума. Здесь две основные трудности: а) Явления сознания (СР) резко отличаются от остальных явлений окружающей действительности, им нельзя приписывать вещные свойства (весомость, деесилу (энергию), пространственные опеределения). Как включить в таком случае розум в одиное полотно мира? б) СР передставляет «внутренний», личностный опыт деятеля, непосередственно открытый только ему. Как перейти от этого внутридушевного личного опыта к общезначимым утвержениям, к подлинному, внеличному знанию?
СР в своём особом качестве свойственна не только розуму человека, но и животной душе, о чём свидетельствует опыт общения с животными и данные душеживотноведения (напр., выдающиеся итоги познаваний К. Лоренца). Это отчётливо подтвержается широко вестимыми опытами с действием виденников (галлюциногенов) на животных (выникновением у псов видений, сходных с теми, кои показывают люди при опеределённых душевных нарушениях).
СР — находка жизненного развития, означавшая выникновение души, нового вида сведьевого (информационного) хода, выроботанного в ответ на усложнение живого целого и его потеребности самоупорядочивания, действенного управления — черезвычайно бережливый, высоко действенного способ получения, перероботки и применения сведи в задачах управления многосложным телом, усереднения его действий, коя (усереднение) одиняет нижележачие уровни управления (в клетках, внутренних частях и т.п.), съхороняя их опеределённую самостоятельность. Тем самым решалась трудность поддержания целостности высокоразвитого живого целого и улучшения его поведения. Стояние СР, как способ непосередственной данности (передставленности) сведи живому целому, творит можность ёмкого и действенного сбора многополевой сведи о внешнем окружении живого целого и о существенных менениях в ней самой (что видно уже на примере простого чувственного образа, в коем одинено множество свойств вещи, включая его подвижные стояния, а так же, как показывают совеременные постижения, множество покойных и подвижных свойств самого деятеля приятия).
В ходе человекоразвития прошло качественное развитие СР, выникает розум, а вместе с ним язык. Особенностью со-знания, по сровнению с животной душой является то, что душевное отображение и управление сами становятся вещью отображения и управления. Это порожает отличительное для человеческой СР «двойное» отображение и управление, постоянно свершающееся в отделе «Я» — «не-Я» (основного подвижного образования СР). Выникает способность по существу неограниченного производства сведи о сведи, можность отволочения, высокой степени свободы «движения» в оболости СР в смысле проверных мысленных действий, отражения обстоятельств, передсказания, наметывания, мечтания, воображения, творческих решений, не связанных непосередственно с задачами выживания, можность задачеполагания и волеявления.
Всякое явление СР есть некоторое «содержание»,т.е. сведь (информация), воплощенная (закодированная) в опеределённом мозговом целом. Но эта сведь дана нам в «чистом» виде — в том смысле, что её мозговой носитель нами не отображается (когда я вижу дерево, мне дана сведь об этой вещи и отображение мной этой сведи, т.е. знание о том, что именно я вижу это дерево, но я не ощущаю, не знаю, что при этом происходит в моём головном мозгу). Вместе с тем в явлениях СР нам дана не только способность иметь сведь в «чистом» виде, но и способность действовать этой сведью с высокой степенью вольности (переключать внимание, направлять движение своей мысли и т.п.). Именно данность сведи в «чистом» виде и способность управлять ею выражают особые черты того, что именуется С Р. Но способность управлять сведь в «чистом» виде означает не что иное, как нашу способность управлять ответствующим слоем собственных мозговых целых: ведь сведь необходимо воплощена в своём носителе, и если я могу по своей воле управлять сведью, то это ровнозначно тому, что я могу управлять её носителем, её ключевым воплощением. Здесь налицо особый вид самомоупорядочивания и самообусловливания, свойственный нашему Я (нашему мозговому Я-целому как особому, высшему уровню мозгового самоупорядочивания); это связано с особенностями душевной причинности, коя является видом сведьевой причинности (последняя отличается от вещной причинности тем, что, в силу нарока розличности сведи по отношению к вещным свойствам её носителя, здесь причинное действие опеределяется именно сведью, а не вещными свойствами её носителя, т.е. на основе сложившейся ключевой зависимости).
Всё это позволяет ответить на часто пересказываемый вопрос вестимого любомудра Д. Чалмерса, касающийся природы СР: «почему информационные процессы не идут в темноте?», почему они провождаются «ментальной добавкой», «субъективным опытом»? (D.J. Chalmers. Facing up to Problem of Consciousness // Journal of Consciousness Studies. 1995. № 2 (3)). Потому, что явления СР вовсе не «добавка», не пересловутый «эпифеномен» (некий никчёмный двойник мозговых ходов), но проявленная мозговым целым сведь (информация), выполняющая задачу управления иными сведьевыми ходами и телесными частями, целостным самоотображением и поведением живого целого. Этим опеределяется бытийное положение СР, её место в порядке мира. СР — родник и первопричина того, что ныне именуют вычислительной явью, так как последняя есть сведьевая явь, сделанная человеком.
Д.М. Дубровский.
Энциклопедия эпистемологии и философии науки. М.: «Канон+», РООИ «Реабилитация». И.Т. Касавин. 2009.
"Субъективность" и "субъективная реальность"
Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов
Подписаться