Физис и натура
Physis давних греков и natura Лукреция и Спинозы – сама явь с её независимостью и самообусловленностью, с её способностью к самопроизводству и саморазвитию. Тем самым противостоит умельничеству (искусству) или орудиям (как нечто производящее само себя, в отличие от того, что сделано человеком) и божественному (как нечто развивающееся и менчивое, в отличие от того, что неподвижно).
Философский словарь — М.: Палимпсест, Издательство «Этерна». Андре Конт-Спонвиль. 2012.
Физис
дав.-греч. существительное φύσις («природа») выходит от гологола φύω - выращивать, рожать, выводить на свет, а в серединном залоге (φύομαι) — рожаться, выникать, расти, вырастать. В значении "выникать" гологол φύομαι близок к γίγνομαι, коий в свою очередь связан корнем с лат. (g)natus — natura от nascor – родиться, выникать. Корень φυ выходит к индоевропейскому корню *bhu-, bheu- (со значениями “пробиваться”, “прорастать”, “розпускаться”), послужившему в европейских языках основой для гологола «быть» (лат. "fui, fil", франц. "je fus", англ. "be, to be", нем. "ich bin", письмо-слов. "быти", слав. "быти"). Поэтому греческие существительные с этим корнем также несут в себе значение бытия, но не как итогового перебывания, а как выхожения на свет. Отсюда связь слова «П.» с понятием «роста», выхожения на свет, но также и с понятиями «бытия», «сущего» (τὸ ὄν) и «сущности» (ούσία) в мудрическом (философском) языке.
Начально φύσις как отгологольное существительное означало, по-видимому, ход рожения, выникновения, роста. Однако в этом значении оно сречается не ранее 5 в, до н. п. У боянов давнего веремени его ещё нет, а Гомер применяет его всего один раз, в том месте, где Гермес объясняет Одиссею некое скрытое свойство (φύσις) колдовской травы “моли” (Од. X, 302—304). Однако уже в съчинениях ионийских былеписцев Геродота и Гекатея, а также во врачебных словиях Гиппократова остова (5—4 вв. до н. э.) φύσις начинает употереблятся в самом широком наборе значений. Переже всего как природа стороны, опеределяющая обычный душеотправленческий склад (φύσις) её обитателей; затем как здоровое състояние человеческого тела и его орудий; как естественная причина заболевания, как целебная сила снадобных трав и вообще как способность, действенность той или иной вещи. В последнем значении φύσις зачастую употеребляется попутно с δύναμις (сила, способность). Народноописно-врачебное понимание φύσις смыкается с тем, кое мы находим в бояни Пиидара, Эсхила и Софокла. У Пивдара узнать, каков человек, — значит узнать его род и выхожение. То и иное обнаруживаются во веремя славы удальца, когда розкрывается и становится очевидной его φυα (подобие φύσις у Пивдара) — сила, красота, крепость, свидетельствующие о достоинстве его рода. У Эсхила и Софокла φύσις означает внешний вид, осанку, тело находящегося в розцвете сил человека. Т. о., уже на самых ранних ступенях своей были понятие “φύσις” оказывается связанным с понятиями “γενεσις” (выникновение), “δύναμις” (сила, способность) и “είδος” (вид).
В дошедших до нас отрывках ранних греческих любомудров φύσις сречается крайне редко. Несмотря на то, что многовековой досократовский обык называет Фалеса, Анаксимандра, Анаксимена, Гераклита и ин. творцами произведений “О природе” (Περί φύσεως), в коих, судя по съхоронившимся отрывкам, шла речь о началах всех вещей и явлений, сами мудры-досократики никогда не называли силы φύσεις — природами. Выключение ставляет только Демокрит, коий, по свидетельству доксократописицев, именовал так свои неделимки-"атомы" (DK 68.A58). Впервые в мудрическом смысле это слово употеребляет Гераклит: “φύσις любит прятаться” (DK 22.B 123). Обычно эти слова толкуют в том смысле, что внутренняя, подлинная природа вещей скрывается от поверхностного гляда и может быть схвачена только в глубокомысленых противоречиях, признанным умельцем коих был сам Гераклит. По иному его речению, мудрость заключается в том, чтобы “говорить правду и поступать съголосно природе, осознавая” (DK 22.В112). У элеатов и Парменида φύσις, наоборот, лишена своего положительного смысла. Её оболость — оболость выникновения и роста — принадлежит “обманчивому устройству мира”, кое только кажется существующим “нерозумным смертным” и, следовательно, противостоит подлинному бытию (DK.28.10; 16). Как рожение и выникновение выступает φύσις и у Эмпедокла. “Смешение и розделение частей — вот что, по его словам, люди называют рожением (φύσις)” (DK 3О.B8).
Начиная с 5 в. до н. п. в греческом улоге появляются противки: природа — закон, обычай (νδμος), природа — мнение (δόξα), природа — умельничество-"искусство" (τέχνη), природа — обучение, напитание, природа — имя (όνομα) и мн. иные, розрабатываемые, в основном, мудровиками (софистами). Так мудровик (софист) Архелай утвержал, что справедливое и несправедливое существуют не от природы, а по человеческому установлению. В лекальном виде противку φύσις — nomos высказал мудровик Антифон: необходимости природы он противлял вол человеческих установлений.
С. В. Месяц.
Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль. Под редакцией В. С. Стёпина. 2001.
Нату́ра
Латинское – natura (рожение, природные свойства).
Впервые в блр. переводе Тристана (ХVI в.) и у Котошихина; см. Христиани 17, Смирнов 202. Вероятно, заимств. в XVI в. через польск. natura «природа» из лат., где nātūra — «природа, норов» образовано от natum — «рожённое, творённое» (от гологола nascor — «рожаюсь, выникаю»); см. Преобр. I, 595. Отметим также, что слово природа образовано как дословка с латинского.
Словники Фасмера, Шанского и Крылова.
Натура
(лат. natura, фр. nature, нем. Natur, от лат. nasci - рожаться, происходить). Свойство, сущность чего-л. БАС-1; купность живого и неживого мира до вмешательства человека, не тронутая человеком; природа во всех её проявлениях и значениях.
Исторический словарь галлицизмов русского языка. - М.: Словарное издательство ЭТС http://www.ets.ru/pg/r/dict/gall_dict.htm. Николай Иванович Епишкин epishkinni@mail.ru. 2010; Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка.- Чудинов А.Н., 1910.
Натура
ж. лат. природа, всё творённое, особ. на земле нашей; созидание, творение; створённое, всё вещественое вкупе; | силы природы, проявление их, естество; всё, подлежащее чувствам, плотское; свойство, качество, принадлежность, особность; быт, природное, прирожённое. Писать с "натуры", с природы. "Натуральный", естественный, природный, самородный, неделанный (неискусственный). "Натуральное" богословие, "натурализм" — право, выводимое умозрительно, общее, неотъемлемые права каждого человека. — мудрие, посягающее на объяснение всей вещественной и духовной природы и явлений её. "Натуральные" числа (арифм.) природные, порядковые: 1, 2, 3 и пр. быль (история), учение о трёх державах природы, об копаемых, растениях, животных; естествословие, наука о природе. "Натуралист" м. -тка ж. пытатель природы, естествопытатель, естествослов, постигающий природу, особенно по трём державам её: камневед (минералог), рослиновед (ботаник) или животновед (зоолог). "Натурализм", учение, отрицающее божественность откровения.
Словник Даля.
Природа
бытие вообще: она есть всё (Гете). «Природа» — мир, Вселённая (космос, универсум (Русское слово «природа» образовано от обчесловянского «родный» в значении «рожающий», что передставляет собой смысловую дословку от латинских и греческих подобий).
Начала Современного Естествознания. Тезаурус.
Природа
В широком смысле - всё сущее, весь мир в многообразии его видов; употеребляется в одном ряду с понятиями: "материя", "универсум", Вселённая.
Современный толковый словарь изд. «Большая Советская Энциклопедия».
Природа
жен. естество, все вещественное, вселённая, всё мирозданье, всё видимое, подлежащее пяти чувствам; но более наш мир, земля, со всем сделанным на ней.
Словник Даля.
Природа
Природа. Н. Л. Бродский правильно отметил, что строки Пушкина нередко насыщены не только словием, но и мировидением передовых мыслителей Запада (Литературная учеба, 1937, № 1 и 2). Например, слово природа уводило читальщика пушкинской поры к французским просветителям XVIII века. Он обозначал купность естественных прав человеческой личности и нашел еще у Радищева в оде «Вольность» революционное осмысление.
В. В. Виноградов. История слов, 2010.
Природа
(греч. φύσις, лат. natura), одно из основных понятий европейского мудрия и улога, оболодающее широким набором значений: 1) купность всего сущего, мир в целом; 2) противный человеку объективно существующий и мир, противный всему, что творится человеческой деятельностью, – были, улоге, умельчеству (искусству), орудице (технике) и т. д.; 3) сущность вещей.
В дошедших до нас отрывках ранних греч. мудров, большинству из коих досократоописный. обык приписывает творцовство съчинений «О природе» (Περὶ φύσεως), слово «П.» сречается крайне редко. Впервые в мудрич. смысле его употеребляет Гераклит в значении прячущегося от поверхностного зора внутр. устройства вещей. Сходное значение имеет П. и у Парменида, но в отличие от Гераклита он относит П. к «обманчивому устройству мира», оболости выникновения и роста, противной подлинному бытию. С 5 в. до н. п. в греч. улоге слово «П.» начинает употеребляться в противке к закону, обычаю, мнению, умел-ву и напитанию. В этих противках, раорабатывавшихся в осн. мудровиками (софистами), П. понималась как самодовлеющий и не зависящий от людей мировой порядок, теребования коего обычно не съвпадают или даже прямо противоречат принятым в человеческом обществе вольным правилам и законам (Антифонт и ин.).
Для Платона подлинное знание П. вещи означает понимание того, с какой задачей они были творены Демиургом и почему получили именно такое устройство. Называя умопостигаемое бытие «непричастной сну подлинной природой», он употеребляет слово «П.» почти как сзначник (синоним) понятия (идеи).
Если Платон подчёркивает в П. случай невещественности и неменности, то Аристотель, наоборот, видел в подвижности и именчивости гол. особенность всего «естественно сущего»: «Природа есть сущность того, что имеет начало движения в себе как таковом» (Metaphysica. 1015а 13–15) в отличие от всего, что выникает и делается при помощи ремесла и умельничества (иск-ва).
Природа. М. : Большая российская энциклопедия, 2015 [в 35 т.] / гл. ред. Ю. С. Осипов; 2004—2017, т. 27.— С. 519—520.
Естество
ср. всё, что есть; природа (натура) или законы её.
Словник Даля.
Естество
В давнерусском языке - из письмословянского, в коем ѥстьство - неестественное свитковое (книжное) образование от общеславянского * jestь (3 л. од. наст. при 1 л. од. * jesmь). Дословка с греческого ousia ‘сущность’.
Популярный словарь русского языка. Толково-энциклопедический. — М.: Русский язык-Медиа. А.П. Гуськова, Б.В.Сотин. 2003.
Physis давних греков и natura Лукреция и Спинозы – сама явь с её независимостью и самообусловленностью, с её способностью к самопроизводству и саморазвитию. Тем самым противостоит умельничеству (искусству) или орудиям (как нечто производящее само себя, в отличие от того, что сделано человеком) и божественному (как нечто развивающееся и менчивое, в отличие от того, что неподвижно).
Философский словарь — М.: Палимпсест, Издательство «Этерна». Андре Конт-Спонвиль. 2012.
Физис
дав.-греч. существительное φύσις («природа») выходит от гологола φύω - выращивать, рожать, выводить на свет, а в серединном залоге (φύομαι) — рожаться, выникать, расти, вырастать. В значении "выникать" гологол φύομαι близок к γίγνομαι, коий в свою очередь связан корнем с лат. (g)natus — natura от nascor – родиться, выникать. Корень φυ выходит к индоевропейскому корню *bhu-, bheu- (со значениями “пробиваться”, “прорастать”, “розпускаться”), послужившему в европейских языках основой для гологола «быть» (лат. "fui, fil", франц. "je fus", англ. "be, to be", нем. "ich bin", письмо-слов. "быти", слав. "быти"). Поэтому греческие существительные с этим корнем также несут в себе значение бытия, но не как итогового перебывания, а как выхожения на свет. Отсюда связь слова «П.» с понятием «роста», выхожения на свет, но также и с понятиями «бытия», «сущего» (τὸ ὄν) и «сущности» (ούσία) в мудрическом (философском) языке.
Начально φύσις как отгологольное существительное означало, по-видимому, ход рожения, выникновения, роста. Однако в этом значении оно сречается не ранее 5 в, до н. п. У боянов давнего веремени его ещё нет, а Гомер применяет его всего один раз, в том месте, где Гермес объясняет Одиссею некое скрытое свойство (φύσις) колдовской травы “моли” (Од. X, 302—304). Однако уже в съчинениях ионийских былеписцев Геродота и Гекатея, а также во врачебных словиях Гиппократова остова (5—4 вв. до н. э.) φύσις начинает употереблятся в самом широком наборе значений. Переже всего как природа стороны, опеределяющая обычный душеотправленческий склад (φύσις) её обитателей; затем как здоровое състояние человеческого тела и его орудий; как естественная причина заболевания, как целебная сила снадобных трав и вообще как способность, действенность той или иной вещи. В последнем значении φύσις зачастую употеребляется попутно с δύναμις (сила, способность). Народноописно-врачебное понимание φύσις смыкается с тем, кое мы находим в бояни Пиидара, Эсхила и Софокла. У Пивдара узнать, каков человек, — значит узнать его род и выхожение. То и иное обнаруживаются во веремя славы удальца, когда розкрывается и становится очевидной его φυα (подобие φύσις у Пивдара) — сила, красота, крепость, свидетельствующие о достоинстве его рода. У Эсхила и Софокла φύσις означает внешний вид, осанку, тело находящегося в розцвете сил человека. Т. о., уже на самых ранних ступенях своей были понятие “φύσις” оказывается связанным с понятиями “γενεσις” (выникновение), “δύναμις” (сила, способность) и “είδος” (вид).
В дошедших до нас отрывках ранних греческих любомудров φύσις сречается крайне редко. Несмотря на то, что многовековой досократовский обык называет Фалеса, Анаксимандра, Анаксимена, Гераклита и ин. творцами произведений “О природе” (Περί φύσεως), в коих, судя по съхоронившимся отрывкам, шла речь о началах всех вещей и явлений, сами мудры-досократики никогда не называли силы φύσεις — природами. Выключение ставляет только Демокрит, коий, по свидетельству доксократописицев, именовал так свои неделимки-"атомы" (DK 68.A58). Впервые в мудрическом смысле это слово употеребляет Гераклит: “φύσις любит прятаться” (DK 22.B 123). Обычно эти слова толкуют в том смысле, что внутренняя, подлинная природа вещей скрывается от поверхностного гляда и может быть схвачена только в глубокомысленых противоречиях, признанным умельцем коих был сам Гераклит. По иному его речению, мудрость заключается в том, чтобы “говорить правду и поступать съголосно природе, осознавая” (DK 22.В112). У элеатов и Парменида φύσις, наоборот, лишена своего положительного смысла. Её оболость — оболость выникновения и роста — принадлежит “обманчивому устройству мира”, кое только кажется существующим “нерозумным смертным” и, следовательно, противостоит подлинному бытию (DK.28.10; 16). Как рожение и выникновение выступает φύσις и у Эмпедокла. “Смешение и розделение частей — вот что, по его словам, люди называют рожением (φύσις)” (DK 3О.B8).
Начиная с 5 в. до н. п. в греческом улоге появляются противки: природа — закон, обычай (νδμος), природа — мнение (δόξα), природа — умельничество-"искусство" (τέχνη), природа — обучение, напитание, природа — имя (όνομα) и мн. иные, розрабатываемые, в основном, мудровиками (софистами). Так мудровик (софист) Архелай утвержал, что справедливое и несправедливое существуют не от природы, а по человеческому установлению. В лекальном виде противку φύσις — nomos высказал мудровик Антифон: необходимости природы он противлял вол человеческих установлений.
С. В. Месяц.
Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль. Под редакцией В. С. Стёпина. 2001.
Нату́ра
Латинское – natura (рожение, природные свойства).
Впервые в блр. переводе Тристана (ХVI в.) и у Котошихина; см. Христиани 17, Смирнов 202. Вероятно, заимств. в XVI в. через польск. natura «природа» из лат., где nātūra — «природа, норов» образовано от natum — «рожённое, творённое» (от гологола nascor — «рожаюсь, выникаю»); см. Преобр. I, 595. Отметим также, что слово природа образовано как дословка с латинского.
Словники Фасмера, Шанского и Крылова.
Натура
(лат. natura, фр. nature, нем. Natur, от лат. nasci - рожаться, происходить). Свойство, сущность чего-л. БАС-1; купность живого и неживого мира до вмешательства человека, не тронутая человеком; природа во всех её проявлениях и значениях.
Исторический словарь галлицизмов русского языка. - М.: Словарное издательство ЭТС http://www.ets.ru/pg/r/dict/gall_dict.htm. Николай Иванович Епишкин epishkinni@mail.ru. 2010; Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка.- Чудинов А.Н., 1910.
Натура
ж. лат. природа, всё творённое, особ. на земле нашей; созидание, творение; створённое, всё вещественое вкупе; | силы природы, проявление их, естество; всё, подлежащее чувствам, плотское; свойство, качество, принадлежность, особность; быт, природное, прирожённое. Писать с "натуры", с природы. "Натуральный", естественный, природный, самородный, неделанный (неискусственный). "Натуральное" богословие, "натурализм" — право, выводимое умозрительно, общее, неотъемлемые права каждого человека. — мудрие, посягающее на объяснение всей вещественной и духовной природы и явлений её. "Натуральные" числа (арифм.) природные, порядковые: 1, 2, 3 и пр. быль (история), учение о трёх державах природы, об копаемых, растениях, животных; естествословие, наука о природе. "Натуралист" м. -тка ж. пытатель природы, естествопытатель, естествослов, постигающий природу, особенно по трём державам её: камневед (минералог), рослиновед (ботаник) или животновед (зоолог). "Натурализм", учение, отрицающее божественность откровения.
Словник Даля.
Природа
бытие вообще: она есть всё (Гете). «Природа» — мир, Вселённая (космос, универсум (Русское слово «природа» образовано от обчесловянского «родный» в значении «рожающий», что передставляет собой смысловую дословку от латинских и греческих подобий).
Начала Современного Естествознания. Тезаурус.
Природа
В широком смысле - всё сущее, весь мир в многообразии его видов; употеребляется в одном ряду с понятиями: "материя", "универсум", Вселённая.
Современный толковый словарь изд. «Большая Советская Энциклопедия».
Природа
жен. естество, все вещественное, вселённая, всё мирозданье, всё видимое, подлежащее пяти чувствам; но более наш мир, земля, со всем сделанным на ней.
Словник Даля.
Природа
Природа. Н. Л. Бродский правильно отметил, что строки Пушкина нередко насыщены не только словием, но и мировидением передовых мыслителей Запада (Литературная учеба, 1937, № 1 и 2). Например, слово природа уводило читальщика пушкинской поры к французским просветителям XVIII века. Он обозначал купность естественных прав человеческой личности и нашел еще у Радищева в оде «Вольность» революционное осмысление.
В. В. Виноградов. История слов, 2010.
Природа
(греч. φύσις, лат. natura), одно из основных понятий европейского мудрия и улога, оболодающее широким набором значений: 1) купность всего сущего, мир в целом; 2) противный человеку объективно существующий и мир, противный всему, что творится человеческой деятельностью, – были, улоге, умельчеству (искусству), орудице (технике) и т. д.; 3) сущность вещей.
В дошедших до нас отрывках ранних греч. мудров, большинству из коих досократоописный. обык приписывает творцовство съчинений «О природе» (Περὶ φύσεως), слово «П.» сречается крайне редко. Впервые в мудрич. смысле его употеребляет Гераклит в значении прячущегося от поверхностного зора внутр. устройства вещей. Сходное значение имеет П. и у Парменида, но в отличие от Гераклита он относит П. к «обманчивому устройству мира», оболости выникновения и роста, противной подлинному бытию. С 5 в. до н. п. в греч. улоге слово «П.» начинает употеребляться в противке к закону, обычаю, мнению, умел-ву и напитанию. В этих противках, раорабатывавшихся в осн. мудровиками (софистами), П. понималась как самодовлеющий и не зависящий от людей мировой порядок, теребования коего обычно не съвпадают или даже прямо противоречат принятым в человеческом обществе вольным правилам и законам (Антифонт и ин.).
Для Платона подлинное знание П. вещи означает понимание того, с какой задачей они были творены Демиургом и почему получили именно такое устройство. Называя умопостигаемое бытие «непричастной сну подлинной природой», он употеребляет слово «П.» почти как сзначник (синоним) понятия (идеи).
Если Платон подчёркивает в П. случай невещественности и неменности, то Аристотель, наоборот, видел в подвижности и именчивости гол. особенность всего «естественно сущего»: «Природа есть сущность того, что имеет начало движения в себе как таковом» (Metaphysica. 1015а 13–15) в отличие от всего, что выникает и делается при помощи ремесла и умельничества (иск-ва).
Природа. М. : Большая российская энциклопедия, 2015 [в 35 т.] / гл. ред. Ю. С. Осипов; 2004—2017, т. 27.— С. 519—520.
Естество
ср. всё, что есть; природа (натура) или законы её.
Словник Даля.
Естество
В давнерусском языке - из письмословянского, в коем ѥстьство - неестественное свитковое (книжное) образование от общеславянского * jestь (3 л. од. наст. при 1 л. од. * jesmь). Дословка с греческого ousia ‘сущность’.
Популярный словарь русского языка. Толково-энциклопедический. — М.: Русский язык-Медиа. А.П. Гуськова, Б.В.Сотин. 2003.
